Управленческое консультирование осуществляется в целях повышения эффективности действующей организации, эффективной организации бизнеса новой организации, выбора способа реорганизации, при котором цена реорганизации будет минимальной, а эффективность организации бизнеса становится максимально возможной.
Управленческое консультирование проводится по следующим направлениям.
I. Финансовое:
- оценка финансового положения предприятия;
- оценка принадлежащего предприятию имущества;
- оценка рентабельности;
- оценка нематериальных активов: брэнда, ноу-хау и т.п.;
- оценка финансовых перспектив предприятия и его способности приносить доход;
- оценка системы учета и внутреннего контроля;
- проверка и оценка заявленных продавцом бизнеса показателей;
- выявление иных финансовых рисков покупки;
- анализ круга юридических лиц, результаты деятельности которых участвуют в формировании финансовых показателей бизнеса.
II. Налоговое:
- оценка используемых и возможных схем оптимизации налогообложения;
- оценка налоговых рисков по заключенным контрактам;
- проверка соответствия деятельности компании налоговому законодательству и наличия налоговых правонарушений;
- анализ перспектив изменения налогового бремени в связи с реформированием налогового законодательства или изменения судебной практики;
- выявление рисков предъявления претензий со стороны налоговых органов;
- учет вероятных результатов текущих и будущих налоговых споров;
- инвентаризация и учет налоговых недоимок в цене приобретаемой компании.
III. Юридическое:
- проверка законности схемы управления компанией, оценка законности назначения и объема полномочий органов управления (совет директоров и т.п.);
- оценка оформления прав собственности предприятия на принадлежащее ему имущество;
- проверка юридической «чистоты» прав на имущество приобретаемой компании. Проверка регистрации прав собственности на недвижимость и выявление имеющихся обременений. Юридическая проверка владения пакетами акций других компаний. Оценка рисков оспаривания прав на имущество;
- проверка прав и обязательств, входящих в состав бизнеса на предмет их существования и действительности. Оценка различных рисков оспаривания заключенных сделок (крупные сделки и сделки с заинтересованностью, отсутствие полномочий на подписание и т.п.);
- юридическая проверка основных лицензий и рисков их отзыва или приостановления;
- анализ рисков, возникающих в случае применения к приобретаемой компании и самой сделке по её приобретению антимонопольного законодательства. Оценка перспектив одобрения сделки со стороны антимонопольных органов;
- анализ обязательств в сфере трудовых отношений;
- анализ деятельности компании, ее обязательств по заключенным сделкам и состояния их исполнения. Общая оценка эффективности системы договорной работы и контрактов с основными партнерами на предмет их юридической «чистоты» и выявление основных юридических рисков;
- анализ состояния и перспектив основных текущих и возможных в будущем судебных разбирательств;
- юридическая проверка принадлежащих компании объектов интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.п.) и рисков их оспаривания или отмены регистрации.
IV. Маркетинговое:
- оценка бизнес-плана;
- оценка перспектив развития рынка;
- оценка стратегии компании и возможности ее реализации;
- оценка деловой репутации компании;
- анализ конкурентной среды и выявление конкурентных преимуществ;
- анализ основных существующих и потенциальных клиентов и партнеров;
- оценка эффективности системы дистрибуции;
- оценка текущего положения с закупками материальных ресурсов и услуг.