Термин due diligence в буквальном переводе на русский язык означает «должная осмотрительность», «разумная предосторожность». Считается, что этот термин был введен в оборот в 30-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки. Сегодня под due diligence подразумевают комплексную проверку, проводимую инвестором с целью оценки разнообразных рисков, связанных с инвестированием. Как правило, проверка проводится при решении вопроса о покупке доли в бизнесе или бизнес-проекта в целом. В отдельных случаях этот термин обозначает сбор и анализ информации о потенциальных или существующих клиентах и партнерах с целью оценки их финансового состояния и благонадежности.
Существует несколько путей приобретения существующего бизнеса, которыми может воспользоваться инвестор:
1) приобретение акций (долей в уставном капитале) организации;
2) приобретение базовых активов компании;
3) покупка предприятия как имущественного комплекса;
4) реорганизация юридического лица в форме слияния либо присоединения.
Однако неверно отождествлять Due diligence только с действиями при покупке компании, Due diligence может иметь место и в текущей деятельности компании, в целях повышения эффективности ее деятельности.
Due-dilligence выделяет следующие направления, приемы и методы его проведения:
I. Финансовое:
— оценка финансового положения предприятия;
— оценка принадлежащего предприятию имущества;
— оценка рентабельности;
— оценка нематериальных активов: брэнда, ноу-хау и т.п.;
— оценка финансовых перспектив предприятия и его способности приносить доход;
— оценка системы учета и внутреннего контроля;
— проверка и оценка заявленных продавцом бизнеса показателей;
— выявление иных финансовых рисков покупки;
— анализ круга юридических лиц, результаты деятельности которых участвуют в формировании финансовых показателей бизнеса.
II. Налоговое:
— оценка используемых и возможных схем оптимизации налогообложения;
— оценка налоговых рисков по заключенным контрактам;
— проверка соответствия деятельности компании налоговому законодательству и наличия налоговых правонарушений;
— анализ перспектив изменения налогового бремени в связи с реформированием налогового законодательства или изменения судебной практики;
— выявление рисков предъявления претензий со стороны налоговых органов;
— учет вероятных результатов текущих и будущих налоговых споров;
— инвентаризация и учет налоговых недоимок в цене приобретаемой компании.
III. Юридическое:
— проверка законности схемы управления компанией, оценка законности назначения и объема полномочий органов управления (совет директоров и т.п.);
— оценка оформления прав собственности предприятия на принадлежащее ему имущество;
— проверка юридической «чистоты» прав на имущество приобретаемой компании. Проверка регистрации прав собственности на недвижимость и выявление имеющихся обременений. Юридическая проверка владения пакетами акций других компаний. Оценка рисков оспаривания прав на имущество;
— проверка прав и обязательств, входящих в состав бизнеса на предмет их существования и действительности. Оценка различных рисков оспаривания заключенных сделок (крупные сделки и сделки с заинтересованностью, отсутствие полномочий на подписание и т.п.);
— юридическая проверка основных лицензий и рисков их отзыва или приостановления;
— анализ рисков, возникающих в случае применения к приобретаемой компании и самой сделке по её приобретению антимонопольного законодательства. Оценка перспектив одобрения сделки со стороны антимонопольных органов;
— анализ обязательств в сфере трудовых отношений;
— анализ деятельности компании, ее обязательств по заключенным сделкам и состояния их исполнения. Общая оценка эффективности системы договорной работы и контрактов с основными партнерами на предмет их юридической «чистоты» и выявление основных юридических рисков;
— анализ состояния и перспектив основных текущих и возможных в будущем судебных разбирательств;
— юридическая проверка принадлежащих компании объектов интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.п.) и рисков их оспаривания или отмены регистрации.
IV. Маркетинговое:
— оценка бизнес-плана;
— оценка перспектив развития рынка;
— оценка стратегии компании и возможности ее реализации;
— оценка деловой репутации компании;
— анализ конкурентной среды и выявление конкурентных преимуществ;
— анализ основных существующих и потенциальных клиентов и партнеров;
— оценка эффективности системы дистрибуции;
— оценка текущего положения с закупками материальных ресурсов и услуг.
V. Бизнес планирование:
— краткий обзор (резюме) проекта;
— описание предприятия и отрасли;
— описание продукции;
— маркетинг и сбыт;
— организационный план;
— производственный план;
— финансовый план;
— оценка рисков.