Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ф3 «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций.
Система внутреннего контроля способствуют профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Компании. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Система внутреннего контроля должна учитывать требования антикоррупционной политики, в том числе:
— проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
— контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
— проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использование поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.
Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантом, и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств — индикаторов неправомерных действий, например:
— оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
— предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займа, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
— выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
— закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
— сомнительные платежи наличными.
В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководству Компании и её работникам следует также обратить внимание на положения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе:
— приобретение, владение или использование имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
— сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.